Соглашение о ЗСТ с Южной Кореей подтверждает интерес "азиатских тигров" к России
Обсуждением соглашения о создании зоны свободной торговле Южная Корея подтверждает взаимный интерес «азиатских тигров» к России и ЕАЭС. Но заместитель директора Института международной экономики и финансов ВАВТ Татьяна Флегонтова считает, что государства ЕАЭС пока не готовы идти на полноценную ЗСТ в части торговли товарами с Южной Кореей из-за наличия ряда чувствительных секторов.
Зона свободной торговли Южной Кореи и ЕАЭС
Россия и Южная Корея начали официальные переговоры для подписания соглашения по формированию зоны свободной торговли (ЗСТ) по вопросам инвестиций и торговли услугами. Об этом глава российского МИДа Сергей Лавров заявил журналистам по итогам встречи с южнокорейской коллегой Кан Ген Хва. Россия также будет поддерживать с Южной Кореей и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) контакты «по вопросам либерализации торговли», добавил Лавров.
«На сегодняшний день стандартные классические зоны свободной торговли формируются всеми членами ЕАЭС с третьими странами. Но государства ЕАЭС пока не готовы идти на полноценную ЗСТ в части торговли товарами с Южной Кореей, так как у многих стран объединения есть ряд чувствительных секторов. В зону риска в случае снижения или полной отмены ввозных таможенных пошлин в первую очередь попадает автопром.
Тем не менее, Южная Корея является нашим важным партнером. Само решение о начале переговоров в части торговли услугами и инвестиционного сотрудничества было принято еще в прошлом году, так как это направление торговли находится в рамках национальной компетенции, и РФ имеет возможность формировать договоренности о либерализации именно в двухстороннем формате.
Эффекты от снижения барьеров в части услуг и инвестиций будут гораздо меньше, чем в случае с торговлей товарами. Но некоторые услуги также могут способствовать расширению взаимной торговли товарами и промышленной кооперации», - комментирует собеседник ФБА «Экономика сегодня».
В последнее время Россия и Южная Корея прилагают значительные усилия в части активизации экономического сотрудничества. Проекты рассматриваются в таких сферах как судостроение, развитие портов, использование и развитие Северного морского пути, нефтегазовая сфера, развитие железных дорог, электроэнергетика, создание рабочих групп по различным экономическим вопросам, сельское хозяйство и рыболовство.
Причем мы готовы сами инвестировать и становиться страной для привлечения иностранного капитала, в том числе азиатского, что актуально в условиях экономических санкций со стороны глобального Запада. Анонсированный ранее разворот на Восток нельзя считать завершенным. Для реализации этих планов необходимо выстраивать более плотное сотрудничество с лидерами региона – Японией, Китаем, Сингапуром и Южной Кореей, которая за свои экономические успехи получила неофициальное название «азиатского тигра».
Интерес к торговли с ЕАЭС
Обсуждение ЗСТ с Южной Кореей подтверждает и обратный интерес «азиатских тигров» к России и ЕАЭС. Это и не удивительно, так как ЕАЭС объединяет страны с населением 180 млн человек, а их совокупный ВВП составляет два с лишним триллиона долларов. Отметим, что чуть ранее Южная Корея и Россия уже создали рабочую группу по инновациям и начали поиск путей сотрудничества с учетом российской программы «Цифровая экономика».
«Торговля в рамках цифровой экономики играет значительную роль в нашем сотрудничестве. В случае либерализации в части услуг мы можем получить относительный эффект не только от прямого снижения барьеров, но и дальнейшего расширения возможностей для промышленного сотрудничества. При этом надо понимать, что современное соглашение подразумевает не только прямую либерализацию барьеров с точки зрения доступа на рынок, но и ряд аспектов регуляторного характера.
Здесь можно выделить и вопросы упрощения процедур торговли, и вопросы регулирования электронной коммерции, и защиту прав интеллектуальной собственности. В соответствии со своими компетенциями в рамках обязательств в ЕАЭС Россия также имеет возможность формирования соответствующих договоренностей на двухстороннем уровне. Похожие переговоры у нас сейчас идут и с Китаем, но они могут занять не один год, поскольку большое значение имеет чувствительность секторов экономики и глубина обязательств», - добавляет Татьяна Флегонтова.
Для начала следует посмотреть на работу соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Китаем и ЕАЭС, и только потом переходить к обсуждению создания ЗСТ, отметил чуть ранее эксперт РИСИ, экономист Вячеслав Холодков. По его мнению, зона свободной торговли с Китаем возможна только с определенными изъятиями по наиболее чувствительным группам товаров для промышленности и сельского хозяйства стран ЕАЭС.
Перспективы заключения новых преференциальных торговых соглашений улучшаются на фоне введения все новых и новых санкций со стороны США и ЕС в отношении развивающихся стран. У нас уже действует ЗСТ с Вьетнамом, в результате чего объемы двусторонней торговли, по словам экспертов, действительно растут. Кроме того, подписано временное трехлетнее соглашение с Ираном с прицелом на полноформатный документ. Всего же подобное сотрудничество с ЕАЭС рассматривают до 40 стран, что говорит о высоком формате объединения, огромном рынке и экономических возможностях.
Свежие комментарии