
Ближний Восток ждут большие перемены, поскольку истеблишмент арабских государств принимает судьбоносные решения. Об этом пишет The Financial Times. Эксклюзивно для своих читателей «ПолитРоссия» представляет пересказ публикации.
На Ближнем Востоке идет новая волна реформ. Судьбоносное решение Объединенных Арабских Эмиратов наладить отношения с Израилем вызывает у палестинцев много вопросов о будущем, но оно подтверждает готовность Абу-Даби модернизировать и привнести новое мышление в политику региона.
Тем временем в Саудовской Аравии происходит масштабная трансформация страны. Эр-Рияд когда-то был тихим, уединенным местом. Теперь это не так: до пандемии и ограничений он кишел активностью. Женщины получали новые свободы и права, постепенно начинали играть все большую роль в обществе. И многие саудовские молодые люди сейчас взволнованы будущим своей страны: те, кто прожил всю жизнь в Саудовской Аравии, для кого невиданны подобные перемены.
Несмотря на этот прогресс, убийство журналиста Джамаля Хашогги в 2018 году продолжает шокировать мир. Даже партнеры Королевства были поражены жестокостью этого бессмысленного преступления. Наследный принц Мухаммед бен Салман говорил о своей ответственности как фактического лидера страны. Запад внимательно следил за тем, не было ли это ужасным отклонением от нормы или же указывало на определенную модель поведения.
Теперь, в очередной раз, непредсказуемое поведение принца Мухаммеда становится поводом для беспокойства Запада. Мохаммед бен Найеф, бывший наследный принц, оказывается под домашним арестом по каким-то «сфабрикованным обвинениям».
Принц Мухаммед бен Найеф сыграл важную роль в борьбе с «Аль-Каидой»1 (террористическая организация, запрещенная в РФ) после терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне. Его преобразование разведывательной службы королевства обеспечило США и их союзникам важные возможности. Бывший наследный принц взял на себя «Аль-Каиду» на Аравийском полуострове, одну из самых жестоких и кровожадных региональных ячеек террористической группировки. У него шрамы от того, что его чуть не взорвали при попытке убийства террористом-смертником.
Саад аль Джабри, соратник Мухаммеда бен Найефа и известный союзник западных спецслужб, живущий в изгнании в Канаде, жалуется на преследования со стороны Эр-Рияда. По словам беглого саудита, его детей используют в качестве залога, чтобы заставить его вернуться в Королевство. В средствах массовой информации ходят слухи о том, что обвинения против принца Мухаммеда бен Найефа будут предъявлены позже в этом году.
Можно только гадать, какие дворцовые интриги движут этим мстительным поведением. Кампания против принца Мухаммеда бин Найефа и его сподвижника господина аль Джабри заставляет нервничать многих в Лондоне и Вашингтоне. Сенаторы-республиканцы оказывают давление на президента США Дональда Трампа, чтобы он действовал.
Госдепартамент США выступил с редким упреком Саудовской Аравии в связи с делом аль Джабри. В частном порядке бывшие руководители ЦРУ ссылаются на дело принца Мухаммеда бен Найефа. То же самое происходит и в Лондоне, где депутаты, министры и чиновники ужасаются новым курсом Эр-Рияда. Существует опасность, что союзники Королевства в конечном счете сочтут такое поведение неприемлемым.
Разочарование обычно превращается в раздражение и гнев. Социальные перемены в Саудовской Аравии имеют региональное и глобальное значение. Эр-Рияд является оплотом против политического противостояния с Ираном. Аравийский полуостров занимает центральное место в мировом исламе, и положение Саудовской Аравии как хранителя святых мест напрямую влияет на 1,8 миллиарда мусульман мира.
В прошлом жесткая религиозная интерпретация, распространяемая Саудовской Аравией, вызывала озабоченность. Наследный принц Мухаммед бен Салман объявил, что Королевство должно стать домом умеренного ислама. Если это произойдет, то более умеренное королевство укрепит и без того жизненно важные отношения Запада в области безопасности.
Путь Саудовской Аравии в будущее, к более современным вещам, должен быть поддержан и поощрен ее западными союзниками. В стране все еще существует много проблем с правами человека, но важно отметить прогресс там, где он был достигнут. Многое произошло за последнее десятилетие, и еще многое предстоит сделать. Вопрос в том, будет ли всему этому угрожать непредсказуемое и порой агрессивное поведение принца Мухаммеда бен Салмана.
Ранее «ПолитРоссия» писала о том, что Россия и Саудовская Аравия обсудили совместное производство вакцины.
1 Организация запрещена на территории РФ.
Автор: Виктор Буткевич
Свежие комментарии